Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Алжир


Алжирская Народная Демократическая Республика

Граница Алжира с Марокко остается постоянным источником трений в отношениях двух стран, обе страны обвиняют друг друга в укрывании повстанцев и контрабанде оружия. С цепью улучшения отношений в середине 2004г. Марокко в одностороннем порядке сняло требование о въездной визе для приезжающих алжирцев (ответного жеста со стороны Алжира не последовало). Алжир обеспокоен действиями вооруженных банд в Сахеле, которые иногда нарушают покой в его южных городах. Среди возможных причин для конфликта можно назвать притязания Ливии на площадь примерно 32 тыс. кв.км. на юго-востоке Алжира (все еще отмеченную на ее картах в качестве ливийской), а также притязания FLN на пастбища Ширак на юго-востоке Марокко. Беженцев в стране - 165 тыс. (Западная Сахара, в основном живут в содержащихся Алжиром лагерях в юго-восточном г. Тиндуф).

Основной промышленный потенциал Алжира сосредоточен в северной части страны. Из 48 вилай, на которые поделена территория Алжира, 80% промышленных предприятий размещаются в административных границах 18 из них. На вилайи г.г.Алжира и Орана приходится 34% промышленных объектов. Нефтегазовая и горнодобывающая промышленность сконцентрированы на юге страны. Нефть, газ и частично полезные ископаемые являются основным экспортным товаром, обеспечивающим поступления иностранной валюты, и сырьевой базой для развития перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Промышленность является важной составляющей экономики Алжира, обеспечивающей 9,5% ВВП страны, из которых 7,2% приходилось на госсектор и 2,3% на частный сектор.
Присутствие частного сектора особенно заметно в пищевой, текстильной и швейной промышленности, а также в сфере услуг и производстве строительных материалов. Наиболее крупными национальными компаниями являются:
- предприятие по выпуску грузовых автомобилей и автобусов (СНВИ) мощностью 8 тыс. мащин в год;
- завод по производству автокранов и экскаваторов в г. Айн-Смара мощностью 700 экскаваторов и 300 автокранов в год;
- тракторный завод в г. Константине мощностью 7 тыс. тракторов и 12 тыс. дизельных двигателей в год;
- завод дорожно-строительного оборудования в г. Айн-Смара мощностью 3 тыс. компрессоров и 1 тыс. катков-уплотнителей в год;
- завод башенных кранов в г. Бежайя; национальное предприятие "Ферровиталь" по производству до 1 тыс. специализированных грузовых ж/д вагонов 11 типов в год, а также бетономешалок - до 2 тыс. штук в год.

Статус экономики: сырьевая, аграрная.

Источник: http://turizm.sputnik-n.ru/alzhir/fotografii

КФР: Положительное сальдо внешнеторгового баланса страны увеличилось за 2005г. на 76,8% и составило рекордную цифру в 24,35 млрд. долл. США.
Добыча углеводородов является фундаментом экономики Алжира. На нее приходится, по грубым оценкам, 60% бюджетных доходов, 30% ВВП и более 95% доходов от экспорта. Алжир занимает 7 место среди стран мира по объему запасов природного газа и экспортером газа, по объему запасов нефти находится на 14 месте.
Алжир является одной из ведущих нефтегазодобывающих стран. Доказанные запасы нефти составляют 9,2 млрд. бар. (1,2 млрд.т.), что вдвое превышает запасы Анголы и практически равняется запасам нефти в Норвегии.
Второй год подряд США удерживают за собой место крупнейшего торгового партнера Алжира. Товарооборот между двумя странами в 2005г. увеличился по сравнению с 2004г. на 40% и составил 11,8 млрд. долл. США, в т.ч. экспорт алжирских товаров в США - 10,5 млрд. долл. США, и импорт американских товаров - 1,3 млрд. долл. США.
Прирост показателей торговли обусловлен ростом стоимости алжирского экспорта в США (на 3 млрд. долл. США), состоящего из сырой нефти и сжиженного газа, в то время как экспорт США в Алжир увеличился только на 18%.
Финансовое положение Алжира в последние три года улучшилось благодаря высоким ценам на нефть, существенному профициту торгового баланса и рекордному росту золотовалютных резервов.
Совокупный экспорт энергоносителей в 2005г. составил 45,6 млрд. долл. США.
В структуре алжирского импорта в 2005г. наиболее примечательным изменением явился существенный - на 16,7% - рост ввоза промышленного оборудования, стоимость которого составила 8,3 млрд. долл. США. В результате удельный вес этой группы в общем импорте Алжира превысил 41%.
В остальном товарная структура алжирского импорта не претерпела особых изменений. По-прежнему, другими важнейшими ввозимыми товарами являлись промышленные полуфабрикаты (20% общей стоимости импорта), продовольственные товары (18%) и потребительские товары (15%).
В 2005г. между США и Алжиром подписаны договор о научном и технологическом сотрудничестве, а также межправсоглашение о развитии торговли и инвестиций.
ЭИТ. В 2005г. поддерживались активные алжирско-французские контакты на всех уровнях по вопросам двусторонних торгово-экономических связей. В октябре 2005г. министр приватизации Алжира провел во Франции широкую презентацию алжирских проектов приватизации с целью привлечения внимания к этой программе частных французских инвестиций.
Аналитики скептически оценивают возможность скорой реализации этих масштабных планов, указывая на то, что крупный французский капитал занял выжидательную позицию по отношению к Алжиру, ожидая от него неких дополнительных гарантий, льгот и привилегий.
Инвестиционная политика алжирского руководства в 2005г. окончательно определилась в том плане, что государство решительно уходит от финансирования производственной сферы и сосредотачивается только на развитии инфраструктуры. Инвестиции в развитие производства предполагается осуществлять почти исключительно на частной основе, в связи с чем главной задачей становится формирование нового инвестиционного климата для привлечения вложений.
Серьезными препятствиями для иностранного капитала считаются
- крайняя отсталость банковской инфраструктуры,
- практическое отсутствие долгосрочных банковских кредитов,
- архаичность системы судопроизводства,
- проблемы с реализацией прав человека,
- нерешенность вопросов собственности на землю,
- бюрократия и коррупция администрации почти на всех уровнях.
В 2006-2010гг. был продолжен переговорный процесс по вступлению Алжира в ВТО. При этом Алжир не стремится форсировать этот процесс любыми силами, а намерено продолжать отстаивать свои интересы по ряду важных для него позиций, полагая, что в ином случае условия вступления в ВТО будут носить дискриминационный характер.
Экономическое законодательство Алжира носит противоречивый характер. Существуют гражданский, коммерческий, инвестиционный и таможенный кодексы, однако, за исключением последнего, принятого в 2000г., остальные кодексы были приняты в 70гг. прошлого века, и многие их положения противоречат друг другу, поэтому их применение регулируется президентскими указами, декретами главы правительства, а то и ведомственными актами.
Проводимая в Алжире реформа законодательства реализуется путем принятия новых законов, призванных регулировать отношения, появившиеся только недавно и вообще не предусматривавшиеся в существовавших ранее нормах права (отношения лизинга, права участников паевых инвестиционных фондов, венчурные компании и т.п.).
За счет принятия новых мер правительство предполагает не только увеличить, но и диверсифицировать приток иностранного капитала, поскольку сегодня иностранные капиталовложения сосредоточены практически лишь в нефтегазовой промышленности (10 млрд. долл. США) и электроэнергетике. В качестве ближайшей задачи рассматривается реализация масштабной программы развития нефтехимии и нефтепереработки.
Алжир превращается в гигантскую стройку и приглашает зарубежных партнеров осваивать крупные ассигнования. По новому 5-летнему плану социального развития в 2005-2012гг. выделяются 44 млрд. евро на нужды народного хозяйства. Пятилеткой предусматривается строительство 1 млн. квартир и коттеджей, железных дорог, скоростных автотрасс. Только на ирригацию, сооружение водопроводов, плотин, десяти станций по опреснению морской воды и трех десятков очистных установок будет израсходовано около 4 млрд. евро. В соответствии с новой программой, ежегодные темпы экономического роста должны составить не менее 5%. Выполнению амбициозных задач будут, в частности, способствовать доходы от продажи государством нефти и газа в 35-40 млрд. долл. США в год.
В 1980гг., сначала вынужденно, под давлением кризисного обвала цен на углеводородное сырье в 1986г., а затем целенаправленно, руководство Алжира приступило к реализации либерально-рыночных реформ, которые затронули и нефтегазовую сферу. Во-первых, реформы здесь ограничились исключительно организационными аспектами, частичной коммерциализацией деятельности, долгое время не затрагивая отношений собственности. Во-вторых, многие из этих процессов оказывались обратимыми.
Власти Алжира предпринимают попытки введения новых форм управления промышленностью для вывода ее из затяжного кризисного состояния с помощью создания фондов участия (fonds de participation) и холдингов. Государственные <Компании управления и участия> (Societes de Gestion et Participation), созданные в 2003г., на которых возлагались функции помощи госпредприятиям в создании партнерских связей путем улучшения управления и финансового положения, на практике обладают ограниченными полномочиями и их роль сводится лишь к поиску потенциальных партнеров.
Несмотря на либеральные декларации ряда высших руководителей Алжира с начала 1980гг., решения, определявшие правовое поле, организационную структуру, хозяйственную и любую иную деятельность крупнейшей государственной компании "Сонатрак", в принципе, мало изменились со времени основания компании.
Во-первых, они отличались крайней степенью сложности и взаимосвязи. Их юридические, экономические, политические, иные аспекты были тесно переплетены и слабо дифференцированы.
Во-вторых, элементы социально-политических компромиссов нередко преобладали над экономической прагматикой.
В начале 1980гг. из состава государственной компании "Сонатрак" были выделены и преобразованы в формально самостоятельные компании 13 бывших отраслевых департаментов. В их числе - предприятия по переработке нефти и сбыту нефтепродуктов, основной органической химии, проведения геофизических исследований, производства буровых работ и некоторые другие из тех, которые обслуживали ключевые, добывающие подразделения фирмы.
В 1994/5гг. руководство "Сонатрак" инициировало реинтеграцию нефтеперерабатывающих и сбытовых операций в центральную холдинговую структуру под тем предлогом, что проведенные управленческие реформы обеспечили соответствующим стратегическим подразделениям рентабельное функционирование внутри холдинга.
Компромиссный характер решений упомянутых проблем 1990гг. прошлого века также нашел подтверждение в президентском указе от 16 марта 1998г. Указ, который стал, по сути, первым принципиальным дополнением к закону 1963г. об основании Sonatrach, модифицировал структуру компании.
Был утвержден корпоративный статус "Сонатрак", и определен уставный капитал - эквивалент 4,1 млрд. долл. США, - полностью принадлежащий алжирскому государству. Указ особо оговорил запрет на иностранное владение активами компании, в какой бы то ни было форме.
<Сонатрак> - крупнейшая, по объему прибыли, нефтегазовая компания в Африке и одна из крупнейших в мире, обеспечивает 95% экспортной выручки и 77% бюджетных государственных доходов страны. По данным американского еженедельника Petroleum Intelligence Weekly (PIW), в 2004г. компания занимала 12 место в мире среди крупнейших нефтегазовых компаний по общему объему операций, а также была вторым мировым экспортером сжиженного природного, нефтяного газа и газоконденсатных жидкостей; и третьим - природного газа, включая поставки по трубопроводам. (www.sonatrach-dz.com).
Закон <Об углеводородах> был принят в 2005г. и стал основой для качественной перестройки нефтегазового сектора Алжира. Предполагается, что реформы будут вестись по трем основным направлениям:
  1. переход от режима соглашений о разделе продукции к системе налоговых платежей и роялти,
  2. изменение правил реализации газа
  3. и превращение "Сонатрак" из инструмента государственной политики в области нефти и газа в конкурентоспособную коммерческую компанию.

Предполагается, что все эти меры:
-будут способствовать увеличению общей эффективности работы отрасли через усиление конкуренции: иностранные компании теперь смогут получить доступ к подземным хранилищам газа и газотранспортной системе, а также получат возможность самостоятельно реализовывать добываемый газ - раньше он продавался компании Sonatrach или реализовывался совместно с ней;
- реформы позволят "Сонатрак" сконцентрировать все свои усилия на основной деятельности по разведке, добыче, переработке и реализации нефти и газа.


Источник: http://www.ArmWorld.ru/2010/09/21/alzhir.html

ПФ. Несмотря на явные достижения в области развития внешнеторгового обмена, компании Германии в сфере инвестиционного сотрудничества с Алжиром делают лишь свои первые шаги.
Так, немецкая группа компаний "Линд" образовала в Алжире совместные предприятия по производству промышленного газа на месторождении Хасси-Мессауд (совместно с алжирской госкомпанией <Энжи>) и по производству гелия (совместно с "Сонатрак") с общим объемом капиталовложений с немецкой стороны порядка 100 млн. евро.
Лидером немецкого капитала в Алжире является концерн "Хенкель", который в 2000г. приобрел 60% акций алжирской госкомпании <Энад> и в рамках образованного совместного предприятия успешно управлял двумя заводами в Алжире по производству стиральных порошков. К концу 2005г. "Хенкель", с помощью ряда арбитражных решений, сумел выкупить оставшиеся 40% акций "Энад", и сегодня является единственным собственником этой алжирской компании.
Помимо названных немецких компаний, в 2005г., в рамках программы приватизации алжирских госпредприятий, концерн "Кнауф" приобрел 50% акций алжирской компании по производству строительного гипса, в развитие производства которого в Алжире "Кнауф" планирует инвестировать 25 млн. евро.
"Сонатрак" планирует огромные инвестиции в разведку и обустройство новых месторождений (предполагается бурение за 5 лет 600 новых скважин), развитие уже разведанных нефтяных и газовых полей (в основном Хасси-Мессауд и Ин-Аменас), расширение транспортной инфраструктуры. Только на 2006г. собственные инвестиции "Сонатрак" оценены в 8,6 млрд. долл. США.
Благодаря накопленному кадровому потенциалу и техническому опыту, "Сонатрак" участвует в зарубежных проектах, коллективных и индивидуальных:
- в обустройстве нефтяных месторождений на территории Йемена;
- в обустройстве газовых месторождений - в Перу, наряду со строительством там магистральных трубопроводов;
- в поисково-разведочных работах на нефть в Ливии, Анголе, Нигере;
- в нефтеперерабатывающих предприятиях Анголы, Туниса.
Согласно представленному на 18 Всемирном нефтяном конгрессе плану развития собственной переработки и сбыта добываемых углеводородов, в дополнение к наращиванию добычи <Сонатрак> пытается выстроить многопродуктовую цепочку создания стоимости в секторе переработки и сбыта, то есть, стать нефтегазовой компанией глобального масштаба. Именно этим, очевидно, объясняется его вхождение в достаточно противоречивый проект по разработке газового месторождения Camisea в Перу. При этом компания готова к сотрудничеству с иностранными партнерами и в Алжире - в проекте строительства нового Адрарского НПЗ на юге Алжира 70% принадлежит китайским компаниям.

Связи с Россией. Товарооборот России с Алжиром в 2004г. составил 342 млн. долл. США, что на 8,2% больше, чем в 2003г. (316 млн. долл. США).
В объемы поставок из России входили:
- сырье для пищевой промышленности,
- лес,
- продукция металлургической, химической, автомобильной, целлюлозно-бумажной промышленности,
- промышленное оборудование.
Анализ номенклатуры российских товаров, ввозимых в Алжир, свидетельствует о снижении ее разнообразия. В то же время, существует заинтересованность алжирских фирм, по налаживанию прямых торговых связей с Россией минуя западных посредников.
Стоимость алжирских поставок в Россию составила 3 млн. долл. США, что на 112,7% больше, чем в 2003г. (1,4 млн. долл. США). К ним относятся (стоимость ФОБ):
- фосфаты (обеспечили 1,76 млн. долл. США, 58% поступлений);
- свежие финики сорта Deglet Nour (391,4 тыс. долл., 13%);
- феррованадий (185,6 тыс. долл., 6%) и т.д.
Показатели товарооборота России с Алжиром свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции, характеризующейся превышением российского экспорта над импортом из Алжира (в 112 раз в 2004г.), которая сохраняется на протяжении многих лет и подтверждает заинтересованность алжирских потребителей в продукции российских производителей и не только сырьевой, как на Западе.
Со стороны российских организаций прослеживается встречная тенденция к лихорадочному поиску в Алжире рынка сбыта, акцентирование внимания на простой товарообмен или только сбыт товаров, отказ от инвестиционного сотрудничества.
Последнее обстоятельство стало отличительной чертой экономического сотрудничества с Алжиром на протяжении всего последнего периода. Оно самым негативным образом отразилось не только на объеме, но и на структуре российского экспорта в Алжир по сравнению с советским периодом: удельный вес машин, оборудования, изделий промышленного назначения в нашем экспорте в Алжир сократился практически до нулевой отметки.
При росте торговли Россия не проявляет намерений инвестировать в экономику Алжира и не готова предоставлять льготные и долгосрочные кредиты, как это делают международные финансовые институты и западные партнеры. Подобное отношение определяется и наличием нерешенного вопроса с долгом, размеры которого вместе с накопившимися процентами выросли до 4 млрд. долл. США.


Источник: http://world.lib.ru/img/g/gablina_t/gabtravel-33/index.shtml

При формировании внешнеторговой политики алжирцы пытаются диверсифицировать торгово-экономические связи с зарубежными странами. Алжирцы предъявляют высокие требования к иностранным игрокам на своем рынке. Например, в разработке своих нефтегазовых месторождений они хотели бы видеть "Лукойл", ТНК, "Роснефть".
ЗАО "СоюзНефтеГаз" приняло участие в нескольких тендерах по геофизическим исследованиям. Один из них - исследование сейсмических данных разведки 2D по программе Регган (Север) - 748,48 км (18 598 точек) - российская компания выиграла (июль 2004г.). Стоимость контракта - 192 тыс. долл. США. Работы завершены. <СоюзНефтеГаз> дал согласие продолжить участие в остающихся тендерах по геофизике и исследованию состояния действующих трубопроводов.
В 2004г. "Технопромэкспорт" осуществлял ремонтные работы небольшого объема на ТЭС "Жижель" в соответствии с долгосрочным контрактом с государственной алжирской компанией по производству электроэнергии и распределению электричества и газа "Сонельгаз". В июне-июле 2004г. специалисты предприятия находились на ТЭС "Скигда" в рамках контракта техсодействия от 4.09.2002г. (продлевается каждый год) для обследования турбины чешского производства для выяснения причин вибрации турбины блока.
В августе того же года, в ходе визита министра энергетики и шахт Алжира Шакиба Хеллиля в Москву, "Сонатрак" и "Лукойл" подписали меморандум о взаимопонимании. Меморандум предусматривает, что стороны будут укреплять сотрудничество, развивая проекты в области поиска, разведки и добычи углеводородного сырья, переработки и сбыта жидких углеводородов, а также обмена опытом. Переговоры в этом же направлении ведутся и между алжирской компанией и "Газпромом". При этом российскую сторону интересует область развития бизнеса по сжиженному газу, в которой "Сонарак" является одним из признанных авторитетов.
Алжирская компания может оказаться благонадежным, полезным и удобным партнером для российских компаний - причем как в Алжире и России, так и при реализации проектов в третьих странах. С одной стороны, алжирские специалисты умеют работать на российском оборудовании, знакомы с нашими стандартами, технологические проблемы, которые приходится решать нашим и алжирским нефтяникам и газовикам, по некоторым параметрам сходны.
"Сонарак" обладает опытом ведения прибыльного бизнеса по торговле СПГ и в определенном смысле является одним из основных конкурентов "Газпрома" на европейском рынке газа - при таких условиях достижение стратегических договоренностей может быть крайне выгодно обеим договаривающимся сторонам. www.af-ro.com.

По материалам Полпред (Россия) от 28 апреля и от 16 июня 2011г.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.