Статус экономики: технотронная, инновационная с выраженной государственной поддержкой резидентов.
Источник: http://www.lensart.ru/picture-pid-6ddc.htm?ps=14
КФР. Экономика Германии тесно интегрирована в мировую хозяйственную систему и весьма зависима от конъюнктуры мировой экономики. Она является ярко выраженной экспортоориентированной державой. В
2004г. общий объем национального
экспорта составил
733 млрд. евро.
1.
Сфера услуг является одной из доминирующих отраслей экономики Германии: на нее приходится
70% ВВП и
70% занятых; более трети поступлений в федеральный бюджет страны формируется за счет экспорта товаров и услуг, благодаря чему экспорт называют <локомотивом> национальной экономики.
В соответствии с классификацией ОЭСР, все оказываемые услуги подразделяются на:
- дистрибуторские (торговые, транспортные, информационные);
- коммерческие (финансовые услуги, лизинг);
- индивидуальные (общественное питание и гостиничное дело, культура, спорт, бытовые услуги);
- социальные (государственные, медицинские, образовательные, церковные).
При этом, в международном товарообороте немецкие предприятия сферы услуг занимают более скромные позиции: например, в 2005г. объем
экспорта
услуг составлял около
13% всего немецкого экспорта.
2.
Электротехника является одной из важнейших отраслей промышленности Германии, оказывающей значительное влияние на общую экономическую ситуацию. Основная доля в производстве электротехнической и электронной продукции принадлежит сегменту <
автоматизация> (21%). Другими крупными направлениями являются электротехника и
инсталляционная техника (16%),
коммуникационная техника (14,2%),
электротовары бытового назначения (12%),
информационная техника (10%), детали (9,8%). Наиболее крупными
покупателями германской электротехнической продукции являются
европейские страны (60% экспорта), страны
Юго-Восточной
Азии (12%) и
США (10%).
ЭИТ. Характерной чертой системы национальной поддержки экспорта в Германии является
тесное взаимодействие государственных, общественных и предпринимательских структур.
Реализация экономической и инвестиционной политики Германии осуществляется также целой группой
специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счет средств госбюджета.
Центральное место в области поддержки национального экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованию экспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством страны (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям, подконтрольным государству.
Важнейшим звеном среди них являются страховое общество Euler-
Hermes, а также кредитно-финансовые институты
KfW (Kreditanstalt fur Wiederaufbau)
и
АКА (Ausfuhrkredit), действующие в сфере финансирования экспортных и инвестиционных проектов. Федеральное правительство оказывает поддержку немецким инвесторам, выдавая им инвестиционные гарантии, защищающие прямые инвестиции за рубежом (в развивающихся странах) от политических рисков, и гарантии по несвязанным финансовым кредитам. В основных чертах эта
система действует в течение
50 лет. Она позволяет предоставлять такие условия субъектам внешнеэкономической деятельности, которые не в состоянии предложить ни одна частная компания.
В 2004 году
Федеральное правительство Германии (ПГ) достигло наилучших результатов с момента создания системы страхования экспортных кредитов.
Наибольшее страховое покрытие было предоставлено по экспортным операциям с
Китаем (2,38 млрд. евро) и
Ираном (2,30 млрд. евро). Следующие позиции занимают
Турция (1,52 млрд. евро), (1,42 млрд. евро) и
Бразилия (1,02 млрд. евро).
В 2006г. Германия для
поддержки
прямых инвестиций за рубежом приняла на себя
гарантийные обязательства на
4,1 млрд. долл. США, направленные на поддержку
77 проектов в
23 развивающихся странах и
странах с переходной экономикой. Объем гарантий на 14% превышает показатели предшествующего года (3,6 млрд. долл. на 74 проекта в 18 странах). Гарантийные обязательства ПГ на 65% затрагивают нефтегазодобывающую сферу в России и Египте.
Источник: http://soznanie.org/galery/details.php?image_id=60&sionid=03549b5b7cd937ff5185579b11654f0e
Содействие
наукоемкому экспорту мелких и средних фирм происходит по каналам
Федерального министерства образования и научных исследований (ФМОИ), которое
финансирует до 50% соответствующих расходов. В 2003г. объем средств, выделенных по линии ФМОИ, составил
7% всех бюджетных средств министерства на эти цели.
Государство оказывает финподдержку развитию высокотехнологических отраслей с высоким потенциалом сбыта на внешнем рынке - авиакосмический комплекс, телекоммуникации, роботостроение, био - и нанотехнологии. Согласно предложениям министерства экономики и технологий Германии от февраля 2006г., на развитие
инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в 2006-2012гг. будет выделено дополнительно
6 млрд. евро (по 1,5 млрд. евро ежегодно к уровню 2005г.). На внедрение разработок малого и среднего бизнеса в 2006г. было выделено 1.8 млрд. евро - в основном предприятиям, расположенным в новых федеральных землях. Все
программы по развитию малого и среднего предпринимательства
объединены <под одной крышей>.
Важную роль играет также деятельность федерального
банка по обслуживанию мелких и средних предприятий -
Mittelstandsbank, который входит в государственную банковскую группу KfW-Bankengrupp.
Банк действует под собственным именем и маркой. Банк
выполняет функции <одного окна> по всем вопросам развития предпринимательства для среднего бизнеса и концентрирует свое внимание на финансировании открытия, основания новых фирм, инвестиций и инноваций.
Оказывают поддержку экспорту и инвестициям в Германии и
государственные финансовые институты.
BAFin входит в сферу деятельности министерства финансов Германии. Территориально оно располагается в г.г. Бонн и Франкфурт-на-Майне. В нем занято 1000 сотрудников. Осуществляет
наблюдение за деятельностью
2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и
700 страховых организаций. BAFin координируют свою работу с Федеральным банком Германии (Deutsche Bundesbank).
Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (
DEG) - является 100% дочерним обществом банковской группы KfW. Призвано
финансировать и структурировать
инвестиции германских частных предприятий
в развивающихся и бывших социалистических
странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать
консультационное содействие германским предприятиям. DEG также предоставляет кредиты или
непосредственно участвовует в дочерних или совместных предприятиях германских фирм в этих странах. Оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований германским фирмам. DEG является одним из крупнейших европейских институтов долгосрочного проектного финансирования.
Источник: http://lovemyplanet.ru/photo/525
IPEX-Bank также принадлежит группе KfW, занимается
проектным и
корпоративным
финансированием в Германии и за ее пределами, а также
экспортным
финансированием. С 1 января 2004 года по январь 2011г. IPEX-Bank осуществлял свою деятельность с правовой точки зрения как зависимая структура в рамках банковской группы KfW; впоследствии он выделен в юридически самостоятельное предприятие банковской группы.
В 2005г. IPEX-Bank
выдал на осуществление коммерческих проектов и на экспортное финансирование
12,1 млрд. евро (в 2004г. - 11,9 млрд. евро). Для рефинансирования своей деятельности в 2005г. Банк
привлек на рынках капиталов
50,6 млрд. евро (в 2004г. - 52,1 млрд. евро), в 2006г. - 50-55 млрд. евро.
В Германии, несмотря на поставленную цель по снижению субсидирования, продолжает действовать
система господдержки предпринимателей и экспортеров через субсидии, дотации в рамках программ развития регионов или целых земель, как, например, развитие
новых федеральных земель (НФЗ) на территории бывшей ГДР.
После объединения Германии в рамках ЕС они получили особый статус, в соответствии с которым
объем вложений из федерального, земельных бюджетов и из бюджета ЕС достигал ежегодно до
75-100 млрд. евро.
Половина средств была вложена
в реальный сектор экономики и сферу услуг. Большое влияние государства в аграрном секторе, где регулирующая роль ЕС особенно сильна.
Наряду с госструктурами, непосредственную помощь немецким экспортерам оказывают также
общественные и частные организации. Отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие подобные негосударственные структуры являются важнейшим фактором экономической жизни и подчас оказывают на экономическое развитие страны большее влияние, чем государственные органы. Нередко союзы располагают большими материальными ресурсами (здания, коммуникации), квалифицированными сотрудниками, имеют в своем составе исследовательские группы и даже институты; они активно занимаются издательской деятельностью, в т.ч. за пределами страны, пропагандируя достижения германской промышленности и научной мысли.
Особенно велико значение союзов и объединений, непосредственно занимающихся
внешнеэкономическими
связями (Федеральный союз немецкой оптовой и внешней торговли, Восточный комитет немецкой экономики, Федеральный союз немецкой промышленности, Немецкий конгресс торгово-промышленных палат, Комитет немецкой экономики по делам торговых выставок и ярмарок, Федеральный союз мелких и средних предпринимателей и ряд других).
Укрепляется
инновационная деятельность мелких и средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских учреждениях. Проекты создания новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на начальном этапе. Поэтому ПГ улучшает институциональные предпосылки для предоставления рискового капитала. В сотрудничестве с банками, инвестиционными и страховыми компаниями изучаются возможности для создания фондов рискового капитала.
Связи с Россией. Россия, являющаяся
крупнейшим потребителем немецких электротехнических и электронных товаров среди стран Восточной Европе, играет особую роль для Германии. Немецкие специалисты считают возможным увеличение в ближайшие годы <российского> экспорта на 20%, а ежегодный
прирост инвестиций на 10%. В России
DEG участвует в 2 крупных сделках, одним из которых является коммерческий банк для работы с малыми предприятиями в России (
КМВ). КМВ имеет уставный капитал
13 млн. долл. США. Наряду с DEG (доля которого 3 млн. долл. США) в капитале этого банка участвуют
ЕБРР, относящийся к группе Сороса фонд <Открытое общество>, США и нидерландский инвестор Triodos-Doen.
КМБ обслуживает российские банки из средств <
Программы
для малого бизнеса> (программа, принятая странами-членами <Большой семерки> и ЕБРР еще в 1994г.) и
гарантирует кредиты в
10-75 тыс. долл. США на срок
до 36 месяцев. Наряду с центральным офисом в Москве открыты филиалы в Нижнем Новгороде, Омске, Новосибирске, С.-Петербурге и планируется дальнейшее расширение сети филиалов. Менеджмент КМВ осуществляется франкфуртской фирмой IPC-International Project Consult/GmbH, которая специализируется на коммерческом микрофинансировании.
Источник: http://www.fiesta-tour.ru/germany.php
В 2004г. в рамках реализации
программы
федерального правительства
по содействию рефинансированию кредитов, выдаваемых российскими коммерческими банками микросубъектам,
между банками
КМБ и
KfW было подписано
соглашение на
12,5 млн. евро. Программа (общий объем 50 млн. евро) направлена на улучшение условий получения российскими субъектами малого и среднего бизнеса средств через международные и российские коммерческие банки.
Справочно. Существует определенное влияние государственных контрольных органов на
регулирование цен, в т.ч. в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т. д.
К частично регулируемым ценам относится квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора. Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. Цель - установление единой налоговой ставки на доходы юридических лиц и ставки подоходного налога на доходы от производственной деятельности в размере 35%.
Регулирование производства
сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами, государство за счет бюджета
компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объеме экспорта. Одной из форм госучастия в развитии экономики являются различные федеральные и земельные программы, направленные на цели совершенствования структуры и расширения производства, обучения и переподготовки кадров, содействия малому и среднему бизнесу, программы развития регионов.
По материалам Полпред (Россия) от 20 мая 2011г.