Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Китай


Китайская Народная Республика

По мере быстрого развития национальной экономики динамично возрастает спрос на полезные ископаемые, обостряется дефицит некоторых основных видов ископаемых, импорт которых увеличивается из года в год. В Китай приходится ввозить 40% от объема потребления меди, 30% от объема потребления нефти и 90% от объема потребления калийных солей. Среди 16 самых дефицитных видов полезных ископаемых, нехватка которых ощущается в стране, первые места занимают нефть, природный газ, а также медь и хром. Наряду с этим сокращаются разведанные запасы вольфрама в связи с чрезмерным их освоением.
По итогам 2006г. объем потребления золота в Китае оценочно составил 350 т. Повышение цены на золото в определенной степени сдерживало рост спроса на ювелирные изделия из золота; тем не менее, продолжали пользоваться большим спросом золотые слитки. По предварительным подсчетам, их доля в общем объеме потребления золота составляет 15%.
В стоимостном выражении производство в мире листового стекла, а также продукции с высокой добавленной стоимостью (многослойное стекло, закаленное, огнеупорное, с изоляционными покрытиями, зеркальное) в 2013г. оценивается в 57,5 млрд. долл. США. В 2013г. выпуск листового стекла в мире, по прогнозу, превысит 57 млн.т., в т.ч. высококачественного стекла - почти 50 млн. Листовое стекло низкого качества производится в основном в Китае и в меньшей степени - в России. Учитывая динамичное развитие строительной индустрии в мире, среднегодовые темпы роста потребления плоского стекла в этой сфере до 2013г. могут превысить 4,7% (что составит 35 млрд. долл. США).

Статус экономики: сырьевая, обрабатывающая, аграрная.

Источник: http://forum.chuguev.net/index.php?showtopic=2789

КФР.
1. Китай производит почти 30% мирового производства химических удобрений, одновременно потребляет 35% от общего объема мирового потребления, вследствие чего занимает первое место в мире по производству и потреблению. За январь-сентябрь 2006г. объем импорта химудобрений в Китае составил 7,7 млн.т., объем экспорта - 3,4 млн.т.
В последние годы в Китае быстрыми темпами развивалось производство пластмасс. Согласно данным Государственного статистического управления КНР, в отрасли насчитывается 60 тыс. предприятий, стоимость их годовой продукции достигла 380,3 млрд. юаней. По объему производства пластмассовых изделий Китай занимает второе место в мире.
Китай также занимает второе место в мире после США по объему выпуска сырьевых ядохимикатов. В 2006г. 399 видов ядохимикатов общей стоимостью 1,9 млрд. долл. США экспортированы из Китая в 163 страны и региона мира, включая ЕС, США, Японию, Южную Америку.
В стране действуют 2600 предприятий по выпуску сырьевых ядохимикатов, совокупная производственная мощность которых приближается к 1,2 млн.т. в год. Для содействия охране окружающей среды Китай намерен приступить к взиманию издержек на обработку сточных вод и мусора в городах и постепенно повышать уровень тарифов, руководствуясь принципом <кто загрязняет - тот оплачивает>. Взимаемые средства будут направляться на строительство водоочистных заводов.
2. Китай занимает первое место в мире по запасам редкоземельных ресурсов. Однако при этом добычей и производством редкоземельных металлов в Китае занимается почти 100 предприятий, разбросанных по всей стране. Нерациональное использование и значительное потребление редкоземельных ресурсов наносят стране серьезный ущерб. Специалисты бьют в набат, призывая к введению экстренных мер по охране, подсчитав, что с учетом требований охраны окружающей среды, себестоимости разработки и других факторов, в Китае располагается 27 млн.т. неразработанных промышленных запасов редкоземельных металлов. Это составляет 31% общемировых промышленных запасов. Однако среднедушевой уровень запасов ставит Китай в число стран, бедных редкоземельными металлами.
3. Китай - лидер по экспорту стального проката. В 2006г. объем его экспорта составил 43 млн.т., увеличившись на 109,6% по сравнению с 2005г., объем импорта - 18,51 млн.т. (снижение на 28,3%).
В 2006г. объемы производства грубой стали и чугуна в Китае составили соответственно 33,79 (418,78 млн.т. при увеличении на 18,48% с уровня 2005г.) и 46,6% (404,17 млн.т. (19,78%)) мировых показателей. В 2013г. производство стали в Китае, согласно прогнозу Китайского института планирования черной металлургии, достигнет 520 млн.т., что на 100 млн. больше, чем в 2006г.
В 2006г. прибыль отрасли черной металлургии возросла по сравнению с 2005 годом на 30% (169,95 млрд. юаней), что стало лучшим показателем за всю историю существования.
4. В числе основных факторов, влияющих на положение Китая на мировом рынке глинозема, является наличие значительных мощностей по его выпуску. Избыток предложения этого сырья сохранится в течение ближайших двух лет, и его цены будут оставаться на сравнительно низком уровне.
Китай располагает ресурсами бокситов низкого качества, он будет продолжать их импортировать в большом количестве для удовлетворения потребностей быстро развивающейся глиноземной промышленности. Для переработки низкосортных бокситов возрастает расход каустической соды и требуется высокая температура, что ведет к росту издержек производства.
В 2006г. цены глинозема металлургического сорта на рынке разовых сделок понизились до 200 долл. США/т, т.е. до уровня, при котором производить его нерентабельно, и продуценты начали сокращать производство. Это привело к некоторому его подорожанию. При уровне цен в 200-225 долл. США/т они вновь будут вынуждены сокращать объем производства.
При этом в наиболее уязвимом положении находятся китайские продуценты. Торговля глиноземом в основном осуществляется по контрактам (средне- и долгосрочным), а на рынке разовых сделок реализуется лишь небольшая часть (6%). При этом цена рассчитывается на базе котировок алюминия на ЛБМ, и уровень годовых контрактных цен глинозема составляет 12-13% котировок алюминия на ЛБМ. Ожидают, что этот показатель повысится до 13,5%.
В 2006г. были введены в эксплуатацию новые мощности по выпуску глинозема, в частности компаниями Comalco, Alunorte и китайскими фирмами. В наименее благоприятном положении оказались компании, поставляющие глинозем по разовым сделкам, а также те, кто заключил долгосрочные контракты в 2005г. по высоким ценам.
Избыток предложения глинозема на мировом рынке в 2010г., по оценке Alcan Bauxite and Alumina, составит 1-1,5 млн.т. и только через 2-3г. ситуация изменится к лучшему и спрос будет соответствовать предложению при условии, что продуценты выведут из эксплуатации значительные мощности.
В 2006г. Китай экспортировал 1,24 млн.т. алюминия, что на 74% больше показателя 2005г. Импорт подобной продукции вырос на 6% до 686 124 т.
В 2010г. экспорт бесшовных труб из КНР, как ожидают, будет расширяться, поскольку их выпуск увеличивается быстрее, чем растет спрос на них на внутреннем рынке. В 2010-2011гг. в КНР предполагается ввести в действие новые мощности по выпуску бесшовных труб. В перспективе существует угроза того, что рост экспорта может привести к избыточному их предложению на мировом рынке. Учитывая это, продуценты в странах Запада сосредоточивают усилия на увеличении в общем производстве доли труб с более высокой добавленной стоимостью.
5. В 2020г. рыночная стоимость фармацевтической промышленности Китая достигнет 120 млрд. долл. США. По этому показателю Китай выйдет на второе место в мире, уступая лишь США.

Источник: http://www.photoregion.ru/details.php?image_id=9454

6. Биоиндустрия стала одной из важнейших сфер развития высоких технологий. В 2005г. в Китае добавленная стоимость биоиндустрии составила 200 млрд. юаней. В стране создано 7 государственных биологических баз.
В 2013г. добавленная стоимость отрасли оценочно достигнет 500 млрд. юаней (64,1 млрд. долл. США). Такой прогноз делает госкомитет по делам развития и реформ Китая, вместе с рядом министерств разработавший <Программу развития биоиндустрии на период 11 пятилетки>, в которой намечены цели и методы ее развития. Более 10 правительств на уровне провинции также утвердили собственные программы развития в этой области.
ЭИТ. В Китае проблема избыточных производственных мощностей в металлургической сфере становится все более острой на фоне динамичного развития отрасли в последние годы. На конец 2005г. китайские металлургические предприятия располагали мощностями для выплавки стали в 470 млн.т. в год. Если принять во внимание строящиеся и запланированные новые мощности, способные давать 150 млн.т. стали ежегодно, ожидается дальнейшее усугубление дисбаланса между предложением и спросом даже в условиях растущих потребностей.
В период 11 <пятилетки> (2006-10гг.) в стране намечены к ликвидации отсталые чугунолитейные производства с общей годовой мощностью 100 млн.т.; до конца 2010г. планируется закрыть сталелитейные заводы общей годовой мощностью в 55 млн.т.
Иностранные инвестиции в добывающий сектор экономики КНР по-прежнему остаются на низком уровне, во многом вследствие неурегулированного законодательства страны. Специалисты отмечают, что на фоне быстро растущих инвестиций в перерабатывающие отрасли промышленности Китая дефицит иностранных инвестиций в добывающие отрасли может привести к дисбалансу во всей экономике страны. По данным Metal Bulletin Research, из всего объема ежегодно затрачиваемых в мире средств на геологическую разведку на КНР приходится менее 1%.
Многие западные компании теоретически не исключали своего возможного присутствия в горнодобывающем секторе китайской экономики, однако для этого центральному правительству Китая необходимо кардинально пересмотреть целый ряд законов, регулирующих потоки иностранных инвестиций.
В 2006г. федеральное правительство приняла серию мер по контролю над инвестициями и предоставлению кредитов в отрасль. Они предусматривают рост депозитов и процентных кредитных ставок, контроль и проверку вновь созданных проектов, где инвестиции превышают 100 млн. юаней (12,7 млн. долл. США), а также повышение цен на земельные участки для промышленных нужд. Китайским продуцентам при экспорте стальной продукции предоставляются налоговые льготы.
Согласно действующему законодательству, все достаточно крупные иностранные инвестиции (в 600 тыс. долл.) в горнодобывающую отрасль страны должны получить обязательное одобрение в Пекине.
В результате масштабных исследований земельных и природных ресурсов в Китае были разведаны запасы ряда важных минеральных ресурсов. В стране открыт ряд новых месторождений меди, их разведанные запасы оцениваются в 28,68 млн. тонн.
Китай на 50% увеличил финансирование работ по разведке полезных ископаемых - с 22,2 млрд. юаней в 2001г. до 34,4 млрд. юаней (4,4 млрд. долл. США) в 2005г. Только в 2005 году в стране были открыты 169 новых месторождений со значимыми запасами. В общей сложности были обнаружены 747 крупных и средних месторождений, включая месторождения меди в Тибете, Юньнани и Синьцзяне. Как следствие эффективности инвестиций в январе-сентябре 2006г. добыча угля возросла на 11,7% по сравнению с аналогичным показателем 2005г. и достигла 1,47 млрд.т., сырой нефти - на 1,7% до 138 млн.т. Прирост производства кокса и добычи железных руд составил свыше 16 и 37% соответственно (200 млн. и 406 млн.т.).
Неуклонно углубляющаяся в Китае реформа системы пользования недрами дала еще один результат: с 2006 года право на поиск и разведку полезных ископаемых начали предоставлять исключительно на платной основе.
ПФ. Крупнейшим иностранным инвестором в золотодобывающей отрасли Китая является компания Sino Gold со штаб-квартирой в Сиднее. Sino Gold принадлежит рудник Jianchaling в центральной части страны, который в 1998г. стал первым успешным примером иностранных инвестиций в золотодобычу Китая. За время эксплуатации здесь было добыто почти 430 тыс. унц. золота.
Еще одним позитивным примером работы иностранной компании на территории КНР является фирма Griffin Mining, которая готовит к освоению проект Caijiaying по добыче цинковых руд и золота в пров. Хэбэй. Griffin Mining зарегистрировала в Китае дочернюю компанию, которая получила все необходимые лицензии на проведение геологических исследований на территории провинции по новым, более <мягким>, законам, вступившим в силу в 1998г.

Источник: http://moscow.grandbaikal.ru/qa/202.html

Используя свои минеральные богатства, в последние годы Гуанси принимал активные меры по развитию переработки полезных ископаемых. Этот автономный район стоит в первых рядах в мире по объему производства алюминиевой промышленности. Согласно плану, к 2013г. в Гуанси годовые мощности по производству окиси алюминия, электролитного алюминия и алюминиевого проката достигнут 5 млн., 1,5 млн. и 1 млн.т. соответственно. Таким образом, Гуанси станет крупнейшей в стране базой алюминиевой промышленности.
В 2010г. в южно-китайской провинции Гуандун планировалось инвестировать 15 млрд. долл. США (1 долл. США = 7,8 юаня) в строительство ведущих объектов. Так, в марте 2010г. в Шанхае началось строительство крупной нефтехимической научно-исследовательской базы. В первую очередь проекта Китайской компанией нефтехимической промышленности (ККНП) будет вложено 340 млн. юаней (43,87 млн. долл. США). По объему инвестиций база станет крупнейшим научно- исследовательским проектом ККНП.
В конце 2006 года официально началось строительство завода по производству этилена Чжэньхайской нефтеперерабатывающей и химической компании (Zhenhai Refining and Chemical Co, Ltd) при Китайской нефтехимической корпорации (Sinopec) мощностью 1 млн.т. этилена в год. Совокупные инвестиции в объект составляют 22 млрд. юаней или около 2,8 млрд. долл. США.
В 2003г. Управление полезных ископаемых пров. Гуйчжоу, Китайская золотопромышленная корпорация и австралийская компания Сино Голд лимитед (Sino Gold Ltd.) создали совместное китайско-австралийское предприятие по освоению месторождения <Ланьнигоу>. В июне 2004г. объем иностранных инвестиций в освоение данного месторождения и в строительство рудника составил 100 млн. долл. США. В китайской отрасли добычи и производства золота это крупнейший проект с участием иностранного капитала. В 2010г. объем золотодобычи здесь должен составить от 110 до 160 тыс. унций, а после того, как рудник заработает в полную силу, он станет крупнейшим золотодобывающим предприятием в Азии.
Начавшееся строительство металлургического комбината <Шоуган> в промышленном районе г. Таншань (пров. Хэбэй) будет завершено к 2013г. Согласно проекту, занимающий площадь в 21 кв.км производственный комплекс будет оснащен двумя доменными печами емкостью по 5500 куб.м. каждая - третьими по величине в мире и самыми большими в Китае. Проектная мощность нового завода составит 8,98 млн.т. чугуна, 9,7 млн.т. стали и 9,13 млн.т. стального проката в год.
Действующий комбинат Шоуган, расположенный в 17 км к западу от центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине, является одним из крупнейших источников загрязнения в городе. В ходе проекта основные производственные мощности Шоуган переедут из Пекина на о-в Цаофэйдянь в Бохайском заливе Желтого моря в целях улучшения экологии столицы. По оценкам столичных природоохранных служб, благодаря выводу завода за пределы Пекина годовой объем загрязняющих веществ, <поглощаемых> жителями столицы, сократится на 18 тыс. тонн. Руководство Шоугана обещает, что новый комплекс будет соответствовать всем экологическим нормам и соблюдать все требования по объемам выброса в атмосферу двуокиси серы и иных веществ.
Связи с Россией. Китайская Norinco и российская Востек-Тверь, <дочка> производителя стекла Востек, подписали контракт на строительство стекольного завода в Тверской области стоимостью 123 млн. долл. США. В соответствии с документом предприятие годовой мощностью 160 тыс.т. листового полированного флоат-стекла должно быть введено в эксплуатацию в 2012г. Совокупный оборот предприятия составит 80 млн. долл. США в год. Предприятие обеспечит стеклом не только Тверскую область, но и соседние регионы, в т.ч. Москву.
Один из ведущих в России производителей стали Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) планирует подписать соглашение с крупнейшим китайским производителем трансформаторов TBEA о долгосрочных поставках на 500 млн. долл. США. НЛМК планирует поставить ТВЕА 100 тыс.т. трансформаторной стали в 2010-11гг.
Трансформаторная сталь является одним из самых технологичных видов стальной продукции высоких переделов, спрос на которую растет не только в КНР, но и во всем мире.

Источник: http://www.mytravelworld.ru/chine/gallery.html

Справочно. Минкоммерции Китая включает в себя 25 функциональных подразделений, среди которых:
1.Договорно-правовое управление. Разрабатывает проекты законодательных актов по вопросам внутренней торговли, международного экономического сотрудничества, иностранных инвестиций; отвечает за работу по разработке международных торгово-экономических договоров, рассматривает и утверждает такие переговорные документы, как двусторонние и многосторонние торгово-экономические договоры и соглашения; готовит предложения по приведению законодательной базы Китая в торгово-экономической сфере в соответствие с международными многосторонними и двусторонними договорами и соглашениями; ведет многосторонние и двусторонние переговоры по правам интеллектуальной собственности; готовит предложения по внесению изменений во внутреннее законодательство, касающееся многосторонних и двусторонних соглашений по торговле и инвестициям; занимается административным судопроизводством Министерства.
2. Азиатское управление.
3. Управление Западной Азии и Африки.
4. Европейское управление.
5. Управление Америки и Океании. В компетенцию вышеуказанных четырех управлений входят: выработка стратегии развития торгово-экономического сотрудничества и соответствующей политики по отдельным странам (регионам), разработка средне - и долгосрочных планов развития; проведение двусторонних торгово-экономических переговоров, двусторонних совместных семинаров и заседаний; урегулирование основных вопросов, возникающих в торгово-экономических отношениях с отдельными странами (регионами); контроль за выполнением правительствами зарубежных государств двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений, заключенных с Китаем, и организация консультаций, содействие предприятиям Китая в получении доступа на рынки других стран; руководство торгово-экономической деятельностью со странами, с которыми отсутствуют дипломатические отношения; осуществление диверсифицированной стратегии в отношении курируемых стран (регионов); руководство деятельностью торгово-экономических аппаратов Китая за рубежом, поддержание контактов с аккредитованными в КНР официальными торговыми представительствами зарубежных стран.
6. Управление международных торгово-экономических отношений. Разрабатывает и реализует торгово-экономическую политику на многостороннем уровне, осуществляет отношения с многосторонними и региональными торгово-экономическими организациями; организует многосторонние переговоры по внешнеэкономическим и внешнеторговым вопросам, международной торговле услугами, международным договорам и соглашениям, координирует позицию китайской стороны на переговорах; осуществляет работу по подписанию многосторонних и двусторонних соглашений о свободной торговле; курирует вопросы осуществления технико-экономического сотрудничества ООН и других международных организаций с Китаем; контролирует сферу оказания Китаю безвозмездной помощи (за исключением безвозмездных выплат, осуществляемых в рамках проектов финансового сотрудничества); поддерживает контакты с торгово-экономическими представительствами Китая в ООН и других международных организациях, а также с представительствами международных многосторонних торгово-экономических организаций в Китае.
7. Управление внешней торговли. Разрабатывает нормативные акты по контролю за экспортно-импортными товарами и перечни экспортно-импортных товаров, распределяет квоты и лицензии на экспорт и импорт; составляет и реализует годовые планы по квотам, тарифным квотам на экспортно-импортные товары; разрабатывает критерии и предоставляет статус предприятия, имеющего право ведения внешнеэкономической деятельности и статус предприятия, работающего в качестве агента в сфере международных грузовых перевозок; руководит организацией торговых выставок, переговоров и других мероприятий на территории Китая и за рубежом, разрабатывает соответствующие руководящие положения; направляет работу системы содействия международной торговле.
8. Управление научно-технического развития и торговли технологиями. Разрабатывает политику и правила по торговле технологиями, а также по стимулированию экспорта технологий; реализует стратегию по торговле научно-технической продукцией; участвует в разработке перечней экспортируемой высокотехнологичной продукции, а также продукции, экспорт и импорт которой запрещен или ограничен; контролирует экспорт технологий и высокотехнологичной продукции, а также ввоз технологий; разрабатывает и проводит политику контроля за государственным экспортом; выдает экспортные лицензии, предотвращающие распространение технологий; координирует многостороннее и двустороннее промышленно-технологическое сотрудничество.

Источник: http://www.man.kg/?newsid=799

9. Управление развития реформы в торговле. Разрабатывает современную стратегию развития обращения в сфере услуг, осуществляет планирование развития отрасли; проводит работу по оптимизации сферы обращения, углублению реформы механизма обращения, разрабатывает и реализует планы по внедрению таких современных форм обращения, как создание сетей магазинов, организация доставки товаров; способствует становлению и развитию рынков в городе и на селе; контролирует развитие отрасли общественного питания, жилищной сферы; на основании соответствующих положений осуществляет контроль за оборотом нефтепродуктов.
10. Управление по контролю над иностранными инвестициями. Изучает тенденции развития транснационального инвестирования и ситуацию с иностранными инвестициями в Китае, участвует в разработке средне - и долгосрочных планов по привлечению иностранных инвестиций; разрабатывает проекты законодательных актов по привлечению иностранных инвестиций, а также соответствующую политику и нормы управления; утверждает создание предприятий с иностранными инвестициями и изменение видов деятельности предприятий иностранного капитала в случаях превышения установленных государством предельных лимитов, ограничений по инвестициям, а также связанных с деятельностью по квотам и лицензиям; утверждает контракты, уставы, а также особо оговоренные законом важные изменения по крупным инвестиционным проектам; осуществляет контроль над соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями соответствующих положений законов, норм, контрактов и уставов; осуществляет руководство и управление в масштабах страны работой по привлечению иностранных инвесторов, стимулированию инвестиций; регистрирует предприятия иностранного капитала, а также их экспортно-импортные операции; ведет статистический учет в сфере иностранных инвестиций; осуществляет общую координацию и руководство конкретной работой зон технико-экономического развития государственного значения, промышленным парком г.Сучжоу.
11. Управление международного экономического сотрудничества. Разрабатывает проекты законодательных актов, норм и правил, касающихся зарубежных инвестиций Китая, подрядных работ за рубежом, экспорта рабочей силы и прочих вопросов внешнеэкономического сотрудничества, в соответствии с законом осуществляет управление и контроль; утверждает создание китайскими компаниями предприятий с китайским капиталом за рубежом и статус предприятия, имеющего право на осуществление внешнеэкономического сотрудничества; ведет статистический учет в сфере прямых зарубежных инвестиций Китая.
12. Управление по определению отраслевого ущерба. Отвечает за определение и оценку отраслевого ущерба при введении антидемпинговых, антикомпенсационных и защитных мер; разрабатывает механизмы предупреждения отраслевого ущерба; направляет и координирует деятельность соответствующих ведомств и посреднических организаций по обеспечению отраслевой безопасности.

По материалам Полпред (Россия) 28 апреля 2011г. и 20 мая 2011г.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.