Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ РАЗГОВОР ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ. Льготы - как награда (Заместитель губернатора Ярославской области Василий ДАНИЛОВ, Северный край, 29.02.2012г.)

РАЗГОВОР ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ. Льготы - как награда

Олег БУРМИСТРОВ

29 февраля 2011

Северный край

На последнем заседании областной Думы были внесены изменения в закон об инвестиционной деятельности в Ярославской области. Какие новшества претерпевает политика в привлечении инвестиций? Об этом наш разговор с заместителем губернатора области Василием ДАНИЛОВЫМ.

- Василий Юрьевич, сегодня идут разговоры о том, чтобы сократить количество льготируемых инвестиционных проектов. Не означает ли это отказ от прежней политики?

- Нет, мы ни от чего не отказываемся. Просто решили упорядочить отношения с инвесторами. Для того чтобы что-то делать, надо проанализировать, как мы это делали раньше. Уже давно существует программа приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области. Она охватывает не только иностранных или новых инвесторов, а вообще все инвестиционные проекты, включая и те, которые осуществляют наши предприятия по модернизации своих технологий, оборудования и освоению новых видов продукции.

Таких проектов на сегодняшний день в области более сорока. И они имеют преференции в виде налоговых льгот предприятиям, осуществляющим эти проекты. Мы сейчас проводим ревизию этих соглашений и, прежде всего, проверяем, выполняются ли они. Ведь любое соглашение предусматривает паритетные обязательства каждой из сторон. В данном случае это соглашение бизнеса и власти о государственной поддержке инвестиционной деятельности. Там, где власть берёт на себя обязательства по поддержке проектов путём предоставления налоговых льгот, а бизнес принимает на себя обязательства помимо основной своей задачи - получения прибыли, решить в ходе реализации проекта ряд иных социально значимых задач, таких, как создание новых рабочих мест и в конечном итоге увеличение налоговых поступлений в бюджет в ближайшем будущем. Так вот, при внимательном рассмотрении оказывается, что зачастую бизнес не совсем правильно понимает свои обязательства по реализации данных инвестиционных проектов и нередко их игнорирует.

Одним словом, мы теперь будем ужесточать порядок предоставления этих льгот. Ведь по сути дела льгота - это деньги, которые бюджет мог бы получить. Но мы сознательно идём на недополучение этих налогов с тем, чтобы увеличить их сумму в ближайшем будущем. В рамках Бюджетного кодекса мы на время отказываемся от части налогов и даём возможность предприятию эти деньги вкладывать в развитие производства, в разработку новых продуктов для того, чтобы через некоторое время предприятие увеличило объём выпуска товарной продукции и, соответственно, отчисляло больше налогов.

На последнем заседании Думы мы как раз вносили изменения в областной закон об инвестиционной деятельности на территории Ярославской области. Они связаны с изменениями федерального законодательства, в частности, Бюджетного кодекса, которые вступили в силу с 1 января 2011 года.

На самом деле не нужно ничего изобретать, все льготы уже существуют и действуют.

Есть две формы льгот. Во-первых, это собственно налоговые льготы в рамках тех налогов, которые Налоговый кодекс оставляет в ведении субъектов Федерации. Правительство области в рамках своих полномочии вправе такие льготы предоставлять. Во-вторых, это льготы, связанные с предоставлением субсидий. Так вот, по новому федеральному законодательству льготы обоих видов предоставляются предприятию только после того, как оно реализует свой инвестиционный проект.

Если предприятие заявило, что оно построит новый производственный цех, закупит новое оборудование и начнёт выпускать такую-то продукцию, то льготу оно получит только после того, как цех построен, оборудование установлено, уже работает и выпускается новая продукция. Поэтому субсидии так и называются: субсидии на производство, льготы, связанные с производством. Когда начат выпуск продукции, появляются новые доходы, с этих доходов платятся дополнительные налоги, и именно на эти налоги получается льгота. А в начальной стадии строительства, пока ещё неясно, будет ли инвестиционный проект вообще доведён до конца, в этот период никаких налоговых льгот быть не может.

Бюджет не предназначен для того, чтобы тратить его на развитие производства на частном акционерном предприятии.

Не предназначен для того, чтобы предоставлять тем или иным хозяйствующим субъектам какие-то преимущества. Задача государства состоит в том, чтобы создать предприятиям режим наибольшего благоприятствования, комфортные условия существования, чтобы они развивались, создавали новые рабочие места, выпускали новую продукцию в дополнение к валовому региональному продукту. И лишь когда всё это уже сделано - новые рабочие места созданы, новое производство прошло сертификацию, новые доходы появились, вот тогда мы им будем предоставлять и налоговые льготы, и компенсации в виде субсидии на производство.

Объём этой помощи будет зависеть от того, сколько вложено средств, насколько этот проект является социально значимым для области. Это позиция федеральной власти, закреплённая законодательно. Взаимная договорённость о поддержке инвестиционной деятельности должна базироваться на выполнении взаимных обязательств. Предприятие сначала сделает то, что оно продекларировало, и тогда власть окажет ему поощрение и поддержку.

- Но в принципе политика поощрения инвестиций продолжается?

- Конечно. Ведь инвестиции - один из главных факторов экономического развития и вообще прогресса. Необходимо создавать новые производства, модернизировать старые, осваивать новые виды продукции и выходить на новые рынки. В этом заинтересован, прежде всего, сам бизнес. Сейчас в бизнесе сложная ситуация в том плане, что очень многие руководители предприятий просто не знают, что делать. Как им дальше жить и как развиваться.

Конкуренция на рынке всё возрастает. Возможности расширения бизнеса, производства, сбыта продукции соответственно сужаются. Тем более что всё ближе час вступления России во Всемирную торговую организацию. Это приведёт к ещё большему обострению конкуренции. Не все эту конкуренцию выдержат. И уже сейчас многие руководители предприятий предвидят, что в недалёкой перспективе они могут потерять рынок, потерять возможности сбыта своей продукции, и в конечном итоге оказаться банкротами. И сколько бы ни говорили, что процедура банкротства приводит к смене собственника, а затем к оздоровлению предприятия, на самом деле в большинстве случаев предприятие, вошедшее в процедуру банкротства, - это потерянное предприятие.

Встаёт вопрос: что делать? Как удержаться на рынке?

А способ только один - повысить свою конкурентоспособность за счёт модернизации производства, применения новых технологий, повышения производительности труда, сокращения издержек, за счёт освоения новых, более востребованных рынком видов продукции. То есть требуются инвестиции в основной капитал. Те предприятия, которые делают инвестиции, уже знают путь, по которому они будут двигаться к новым перспективам своего бизнеса. И, разумеется, их нужно поддержать.

Ведь если смотреть на дело с точки зрения власти, то банкротство и остановка какого-либо предприятия ведёт к снижению налогооблагаемой базы. Оскудевает местный бюджет. Значит, сокращаются социальные программы, прекращается развитие территории. Люди уезжают либо вымирают. Это коллапс экономический и социальный. Чтобы его избежать, нужно, чтобы предприятия работали, развивались, сохраняли свою конкурентоспособность.

Но поскольку банкротство некоторых предприятий всё-таки неизбежно, необходимо, чтобы на месте погибших предприятий возникали новые, а люди могли получить там новую работу, и местный бюджет получал бы с новых предприятий налоги. Взамен выбывших. Поэтому создание любого нового предприятия, появление любого нового инвестора власть должна только приветствовать.

- Но если налоговые льготы получат лишь немногие из инвесторов, то какими ещё способами власть может стимулировать инвестиционный процесс?

- Способов масса. И вообще главная, наиболее существенная помощь, в которой прежде всего нуждается инвестор и которую власть с наименьшими потерями для себя может ему оказать, это помощь как раз не финансовая, а чисто организационная и информационная. В процессе реализации инвестиционного проекта организационная поддержка бывает просто необходима. Ведь всё нужно согласовывать, и огромная масса наших чиновников сразу выстраивается в очередь со своими бумагами. И власть должна помочь инвестору преодолеть эти административные барьеры, а по возможности вообще устранять их, сводить к минимуму.

Если говорить о привлечении иностранных инвесторов, то здесь огромную роль играет способность региона предложить такому инвестору на выбор несколько потенциальных инвестиционных площадок. С уже подготовленными документами и, может, даже предварительными согласованиями о возможности на этих площадках того или иного строительства или размещения тех или иных производств. А на деле у нас ещё главы муниципальных районов не всегда чётко представляют, где у них чья земля, какие участки свободны, а какие нет. Тут ещё предстоит поработать.

Потом у нас ведь и на многих действующих предприятиях есть немало освободившихся пустующих производственных площадей, которые не используются и лишь обременяют предприятие. Можно бы и такие площадки предлагать потенциальным инвесторам, но полной систематизированной информации о таких площадях тоже нет. Вообще парадокс, во всём мире идёт движение в сторону открытости информации, прозрачности, а в России, наоборот, предприятия зачастую скрывают ту информацию, которую полезно было бы сообщать окружающему миру.

Так что информационная поддержка потенциального инвестора очень важна. Часто власть может порекомендовать ему партнёров, субподрядчиков и так далее.

Ну и наконец, задача власти - развивать инфраструктуру территории так, чтобы она была привлекательна для инвестора. Инвестиции не приходят туда, куда невозможно доехать. Ни один инвестор не захочет строить предприятие в краю, где нет нормальных дорог, где нет социальной инфраструктуры, то есть условий для нормальной жизни рабочих.

Так что и помимо налоговых льгот у власти есть огромный фронт работ, которые необходимо выполнять для привлечения инвестиций в регион.

- Сейчас продолжаются переговоры с фирмами "Камацу" и "Астрон". Говорят, они получат меньшую поддержку, чем та, на которую они первоначально рассчитывали?

- Да, идут переговоры в закрытом режиме. В них участвуют специалисты и областного правительства, и мэрии Ярославля, и Ярославского муниципального района. И вроде, по всем вопросам уже договорились, вероятно, до конца недели окончательные соглашения будут подписаны. Мы приветствуем приход этих фирм. А то, что содержание соглашений претерпевает изменения, это обычное дело во время переговоров. Это же переговорный процесс, в этом-то вся его суть. В результате мы не ущемили права и интересы иностранных фирм, не отказали им в том, что они хотели, но в то же время не взяли на себя обязательств больше, чем позволяет нам законодательство. Нашли механизмы, чтобы отрегулировать взаимные интересы.

- Есть ещё похожие проекты на подходе?

- Да, есть много фирм, с которыми сейчас ведутся переговоры, но называть их пока рано. Скажу только, что мы рассчитываем на серьёзный прорыв в деле увеличения притока иностранных инвестиций в экономику области. Нас очень интересует создание новых производств для увеличения валового регионального продукта и, уверен, такие производства в скором времени будут появляться. Причём не только в Ярославле, но и в других городах области.

Конечно, большинство инвесторов проявляют интерес, прежде всего, к Ярославлю, потому что здесь наиболее развитая инфраструктура - и транспортная, и социальная, здесь наиболее квалифицированные кадры как рабочих специальностей, так и инженерно-технических, и что тоже немаловажно, есть хорошие специалисты в области менеджмента. Но, во-первых, Ярославль не резиновый. Во-вторых, есть города, которые значительно в большей степени нуждаются в новых рабочих местах, в новых производствах и в дополнительных поступлениях в бюджет. Например, тот же Рыбинск. Поэтому нам необходимо диверсифицировать приток инвестиций и часть инвесторов постараться переориентировать на Рыбинск и другие города области.

Есть значительный интерес к Ярославской области и со стороны российских инвесторов. Это в значительной степени вызвано тем, что Москва уже давно перегружена. Экономические условия начинают выталкивать оттуда и производственные, и научные учреждения. И Ярославская область в силу географического положения очень удобна. К тому же она располагает значительным кадровым и научным потенциалом. У нас есть хорошие возможности для размещения на нашей территории новых инновационных предприятий с новыми технологиями для создания новых научных центров.

Это очень большое и перспективное направление для дальнейшего развития нашей области. И власть должна сделать всё возможное, чтобы в ближайшие годы имеющийся потенциал Ярославской области был максимально реализован.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.