Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Государство формулирует правила игры для партнерских отношений с бизнесом (Председатель подкомитета по государственно-частному партнерству ГосДумы РФ по экономике и предпринимательству Хафиз САЛИХОВ, Время и деньги, 22.02.2012г.)

Государство формулирует правила игры для партнерских отношений с бизнесом

22 февраля 2011

Время и деньги

В начале февраля при комитете Государственной думы РФ по экономике и предпринимательству был создан подкомитет по государственно-частному партнерству. О том, для чего создана и какие задачи собирается решать новая структура, "ВиД" рассказал председатель подкомитета, депутат от "Единой России" Хафиз САЛИХОВ.

- Государственные структуры разного уровня и бизнес-сообщество взаимодействуют на протяжении последних 15 лет. Но при этом до сих пор не сформирована внятная законодательная база для регулирования этих отношений. В стране сформировалась система, ограничивающая развитие частного предпринимательства. Предполагалось, что административная реформа ликвидирует бюрократические "обременения" и заложит институциональные основы взаимодействия между государством и бизнесом. Но, к сожалению, все ограничилось простой инвентаризацией избыточных функций государства в экономике. Задача нашего комитета как раз и состоит в том, чтобы собрать все то полезное и ценное, что уже было предложено, и найти новые правовые подходы к решению проблем последних лет.

- Что можно найти полезного в законодательных инициативах прошлых лет, если, как вы говорите, базовые "правила игры" до сих пор отсутствуют?

- Особо хочу отметить 2005 год, который считаю своего рода правовым "стартом" в запуске механизма государственно-частного партнерства. Назову основные нормативные акты, принятые в том году. Это Федеральные законы "О концессионных соглашениях", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Добавлю, что частично проработан механизм взаимодействия между государством, бизнес-структурами и некоммерческими организациями в недавно принятом законе "Об автономных учреждениях". В нем, в частности, предусмотрено создание института наблюдательных советов, в которые входят представители исполнительных органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, а также независимые эксперты и ученые. В том же 2005 году было принято постановление "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".

- На этом законодательном фоне возникли какие-либо реальные формы взаимодействия между государством и бизнесом?

 - Пионерами этого процесса я бы назвал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Венчурный инвестиционный фонд. При поддержке федеральных органов в ряде регионов создаются центры трансфера технологий, позволяющие отработать модель взаимодействия государства, научных институтов и промышленных предприятий по поддержанию и развитию "прорывных" технологий. К этим же проектам можно отнести и создаваемые при поддержке государства инновационно-технологические центры и технопарки. При Министерстве экономического развития и торговли РФ создан Экспертный совет по государственно-частному партнерству, на тесное сотрудничество с которым мы возлагаем большие надежды. Конкретными примерами в области взаимодействия между государством и бизнесом являются и особые экономические зоны. Их уже одиннадцать, а первая была организована в Татарстане (ОЭЗ ППТ "Алабуга"). Также примерами государственно-частного партнерства могут служить Камский индустриальный парк "Мастер" (КИП "Мастер"), Нижнекамский промышленный округ, создающийся технополис "Химград", программа поддержки малого и среднего бизнеса, бизнес-инкубаторы.

- Согласитесь, можно, конечно, ожидать финансовых отчислений от большого бизнеса при запуске каких-либо значимых социально-экономических программ - взамен на очередные "налоговые каникулы". Но ведь ясно, что далеко не все регионы потянут создание пусть и жизненно важных, но все же требующих ощутимых первоначальных вложений проектов?

- Конечно, регионы не всегда имеют достаточные ресурсы для реализации серьезных инвестиционных и инновационных программ. Но средства могут найтись у предпринимательских структур, скажем, для развития инфраструктуры. Понятно, что союз государства и бизнеса может состояться при условии активного финансового участия последнего в этих инновационных или инвестиционных процессах. То есть государство создает коммерческому сообществу разумные комфортные условия ведения бизнеса. Бизнес, в свою очередь, берет на себя разумную степень социальной ответственности при решении проблем занятости, уровня заработной платы, медицинского обслуживания, а также в сохранении окружающей среды.

- Над чем в ближайшее время собирается работать ваш подкомитет?

- Подкомитет уже приступил к проработке таких законодательных инициатив, как применение механизма государственно-частного партнерства в реализации приоритетных национальных проектов и поддержке промышленного экспорта, развитие форм государственно-частного партнерства в реализации программ поддержки малого предпринимательства, усиление роли государственно-частного партнерства в общей стратегии содействия инновационной деятельности и развития научно-технического потенциала российской экономики, совершенствование модели государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной деятельности и в развитии территорий особых экономических зон.

- Не могли бы подробнее рассказать о проблемах российского бизнеса в Украине?

- Недавно было принято решение о вынесении на рассмотрение Госдумы и правительства вопроса о недопустимости попустительства, а то и фактической поддержки украинскими властями структур, вытесняющих с рынка российские предприятия. Особенно безобразно выглядит история с рейдерским захватом АО "Укртатнафта", случившимся в октябре прошлого года. Напомню, что тогда по этому поводу первый вице-премьер РФ Сергей Иванов выразился вполне жестко и конкретно. Он подчеркнул, что "уже достаточно давно защита интересов российского бизнеса является и наверняка будет являться одним из национальных приоритетов российского правительства". Фактически о том же заявил на экономическом форуме в Краснодаре Дмитрий Медведев.

- В каких законопроектах будет прописано взаимодействие государства и бизнеса, а также оказание господдержки бизнесу?

- Во-первых, мы будем выносить на рассмотрение Госдумы проект закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Далее подготовим изменения и дополнения в действующие законы "Об иностранных инвестициях в РФ", "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", а также в закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений". Планируем выйти с инициативой создания федерального Агентства по развитию государственно-частного партнерства и Агентства по гарантированию инвестиций. Все эти законопроекты будут опираться на положения административного, налогового, валютного права и соответствующие экологические нормы.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.