Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Государство поддержало строительство Ростовского универсального порта (Город N, 03.06.2012г.)

Государство поддержало строительство Ростовского универсального порта

3 июня 2011

Город N

На прошлой неделе правительство утвердило федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2013-2015 гг.)», в которой предусмотрен инвестиционный проект создания мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт». Объем государственного участия в строительстве РУП составит 5 млрд. руб. при общей стоимости проекта около 19,9 млрд. руб. По мнению участников рынка, услуги Ростовского универсального порта будут востребованы у перевозчиков. В рабочей группе экспертного Совета по государственно-частному партнерству Министерства транспорта России, в областной администрации, в Министерстве транспорта Ростовской области и Азово-Донском пароходстве проект называют локомотивом развития не только ПЗ «Заречная», но и всего региона.

Решение о строительстве Ростовского универсального порта в Азово-Донском пароходстве приняли в 2006 году. Тогда же была начата работа над проектом. «Планка» была установлена изначально на очень высоком уровне 16 млн. т грузов в год, несмотря на то, что действующий ростовский торговый порт переваливает за год всего около 1,6 млн. т. Ставку руководители Азово-Донского пароходства делали на грядущий рост грузооборота в связи со строительством олимпийских объектов в Сочи и ратификацией Россией в марте прошлого года Будапештской конвенции, благодаря которой российские суда получили возможность ходить по Рейну и Дунаю. Также предполагалось, что сыграет свою роль рост объема контейнерных перевозок, и планировалось, что они станут приоритетным направлением работы порта. Определенную роль должен был сыграть и тот факт, что, по оценкам экспертов, до 70% портовых сооружений в Ростове не соответствует требованиям федерального закона «0 портах», принятого в прошлом году.

С самого начала проект строительства Ростовского универсального порта нашел поддержку у областных властей, поскольку обещал как рост объема инвестиций (на 20 млрд. руб.) и создания более 2000 рабочих мест, так и разгрузку транспортных магистралей Ростова, улучшение экологической ситуации в городе и выделение дополнительных средств на социальные программы.

В общей сложности под строительство Ростовского универсального порта отведен земельный участок площадью 377 га. На данный момент уже построены три причала общей протяженностью 540 п. м, ведется строительство еще двух общей протяженностью 380 п. м. За 2010-й и I квартал 2011 года компания «Азово-Донское пароходство» направила на реализацию проекта около 700 млн. руб. собственных и заемных средств и планирует направить еще 590 млн. руб. до конца нынешнего года.

Ростовский универсальный порт будет состоять из трех грузовых районов. Первый из них, грузооборотом до 3 млн. тонн в год и общей протяженностью причальных стенок около 540 п. м, уже введен в эксплуатацию. На нем идет перевалка навалочных и генеральных грузов щебня, металлолома, леса, цемента в биг-бэгах и т. п. 1 июля 1-й грузовой район РУП начнет переработку небольших объемов контейнерных грузов в режиме отладки логистических процессов, работы оборудования и персонала. На терминале будет проводиться полный комплекс работ, связанных с переработкой контейнеров от их разгрузки и таможенной очистки до погрузки на железнодорожный транспорт.

Наладка процессов обработки контейнерных грузов на территории 1-го грузового района ведется параллельно со строительством 2-го грузового района. После завершения строительства, которое намечено на 2012 год, контейнерный терминал будет перенесен на территорию 2-го грузового района, а уже в 2013 году он выйдет на полную мощность в 200 тыс. ТЕ U в год (ТЕ U условная единица объема, соответствует объему 20-футового ISO-контейнера).

Наиболее масштабных работ потребует строительство третьего грузового района Ростовского универсального порта. Он расположится на участке площадью около 319 га, удаленном от берега Дона на полкилометра. На территории 3-го грузового района находится искусственный водоем, который свяжут с рекой с помощью канала. Это позволит увеличить общую протяженность причального фронта РУП на 2 км.

На территории третьего грузового района, который планируется ввести в эксплуатацию в 2013 году и довести до максимальной мощности в 2014-м, расположится логистический центр класса А, который очень востребован в Ростове, площадью около 300 тыс. кв. м, а также еще один контейнерный терминал, его мощность составит 350 тыс. ТЕU в год.

Суммарный объем контейнерных перевозок через Ростовский универсальный порт составит, таким образом, около 550 тыс. ТЕU ежегодно.

Для сравнения: в крупнейшем на юге России Новороссийском морском порту этот показатель находится в настоящее время на уровне немногим более 300 тыс. ТЕ U, к 2013 году, по некоторым оценкам, он будет составлять более 500 тыс. ТЕU.

Развитие контейнерных перевозок является одним из ключевых направлений в разработке проекта РУП. В настоящее время в Ростовской области эта отрасль не развита порты Азово-Черноморского бассейна обрабатывают только около 10% контейнерного грузооборота России. На государственном уровне процент контейнерных перевозок тоже невысок, в то время как в европейских странах в контейнерах перевозится до 60% грузов. Тем не менее, контейнерные перевозки становятся все более популярными. Рост их объема в новороссийском порту составил в 2010 году более 50%.

У контейнерных перевозок есть своя специфика, и она достаточно сложна, рассказывает генеральный директор ООО «Универсальный порт» Анатолий Колосков. Для перевалки больших объемов контейнерных грузов понадобится закупить специальное оборудование и сформировать коллектив, который выстроит логистическую цепочку, но когда она будет выстроена, это будет очень прибыльный бизнес.

По прогнозу господина Колоскова, в ближайшее время контейнерные перевозки могут практически целиком на мировом уровне вытеснить транспортировку грузов навалом. Связано это с тем, что навалочные грузы вызывают резкую негативную реакцию у влиятельных экологических организаций, плохо влияют на техническое состояние судов, создают сложности при их погрузке-разгрузке и т. д. Использование контейнеров позволяет избежать этих проблем.

С другой стороны, несмотря на прогнозируемый рост объема контейнерных перевозок, Азово-Донское пароходство в последнее время допускает отступление от своего первоначального намерения сделать на них главную ставку. Связано это с «олимпийским» грузооборотом, т. е. стремительно растущими поставками стройматериалов, которые зачастую перевозятся навалом или в качестве генеральных грузов, на строящиеся спортивные объекты в Сочи. На Черноморском побережье Краснодарского края существуют сложности с пропускной способностью железнодорожных магистралей. Поэтому возникает риск того, что составы со строительными материалами будут подолгу стоять под Краснодаром. Избежать этого можно, используя водный транспорт. Пропускная способность железнодорожных веток Новороссийского морского порта также сильно ограничена. В результате Ростовский универсальный порт может стать важным элементом транспортной цепочки по поставке стройматериалов на олимпийские объекты. Возможно и движение грузов в обратную сторону. Учитывая загруженность железнодорожных магистралей НМТП, РУП имеет все шансы оттянуть на себя часть импортных грузов, которые сейчас разгружаются в Новороссийске.

НМТП принимает много контейнеров, но с дальнейшим ростом их количества просто не сможет их вывозить, говорит генеральный директор ООО «Универсальный порт» Анатолий Колосков. Проще будет разгружать суда в Ростове, а затем везти по свободным железнодорожным веткам. Тем более что в Ростовском универсальном порту уже полностью срослась транспортная цепочка, объединяющая водный, железнодорожный и автомобильный транспорт.

В настоящее время концепция развития Ростовского универсального порта уже полностью разработана. Одним из основных ее пунктов стало создание транспортной и инженерной инфраструктур, которые в Заречной промзоне оставляют желать много лучшего.

Сейчас здесь нет ничего, что необходимо предприятиям для работы, утверждает Анатолий Колосков.

Одна из главных проблем нехватка подъездных путей, в частности железнодорожных. Наша компания принимает максимум по 70 вагонов в день. Построив выставочные пути, на которые можно отгонять вагоны с основной ветки седьмого ходового пути, мы сможем принимать уже 200-300 вагонов.

В общей сложности Азово-Донское пароходство планирует строительство пяти выставочных путей, которыми смогут пользоваться и другие компании, работающие в прибрежной промзоне. При сохранении нынешнего состояния инфраструктуры им грозит, по словам Анатолия Колоскова, стагнация.

Реализация проекта Ростовского универсального порта подразумевает, что работы по совершенствованию инфраструктуры примут большой размах. На территории третьего грузового района будет построена объездная автодорога, также его соединят железнодорожной веткой со станцией Казачья, которая была законсервирована в начале 90-х годов прошлого века из-за резкого сокращения грузооборота. За годы, которые станция провела в законсервированном состоянии, большая часть путей, соединявших ее с прибрежной зоной, была разобрана на металлолом. Теперь Казачья будет расконсервирована, ветка в направлении Дона восстановлена, отдельные ее участки построены заново.

Это современная станция с очень большими мощностями и потенциалом, говорит Анатолий Колосков.

Также для увеличения объема перевозок через Ростовский универсальный порт необходимо, по мнению господина Колоскова, расширить рейд участок реки, предназначенный для стоянки кораблей. Глубины Дона достаточно для того, чтобы порт мог принимать суда водоизмещением до 5000, а в ближайшем будущем до 7000 тонн, и ограничивает их использование в акватории порта только ширина рейда.

Другими элементами инфраструктуры, нехватку которых в левобережной промзоне «Заречная» работающие там компании ощущают крайне остро, являются энергетические мощности. На данный момент разработчики проекта Ростовского универсального порта еще не определились, каким образом будет решена эта проблема. Они рассматривают два основных варианта строительство подстанции или же газотурбинной электростанции мощностью до 100 М Вт. Энергетическим мощностям РУП в Азово-Донском пароходстве придают очень большое значение. Особенно важны они для технопарка площадью 50-70 га, который будет построен на территории 3-го грузового района. Как объяснил Анатолий Колосков, в технопарке разместятся производственные предприятия, которые используют в своей работе водный транспорт, получают по воде сырье или отправляют водным путем продукцию покупателям.

Это позволит компаниям сократить транспортные издержки, снизить себестоимость и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность, что положительно отразится на экономике региона в целом, поясняет Анатолий Колосков. Администрация города, области и федеральное правительство это хорошо понимают, поэтому способствуют нам в решении возникающих проблем. Благодаря поддержке премьер-министра России Владимира Путина и непосредственном содействии губернатора РО Владимира Чуба наш инвестиционный проект вошел одним из разделов в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2013-2015 гг.)».

Кроме собственных средств и бюджетной поддержки Азово-Донское пароходство рассчитывает на инвестиции со стороны компаний, которые планируют в дальнейшем работать в Ростовском универсальном порту. При этом каких-либо фиксированных условий привлечения инвестиций в строительство порта нет. По словам Анатолия Колоскова, в пароходстве рассматривают все заявки, а условия определяются, исходя из направления деятельности потенциального инвестора.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.