Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ТРАНСПОРТ - Нераскрытый потенциал (Эксперт (Россия), 28.04.2012г.)

РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ТРАНСПОРТ - Нераскрытый потенциал

Наталья Дядик

28 апреля 2011

Эксперт (Россия)

В Поволжье есть все предпосылки для того, чтобы транспортная отрасль была весьма прибыльной - удобное местоположение, крупные центры производства и потребления, растущие грузопотоки. Тем не менее, масштабные инвестпроекты в этой сфере пока единичны. Их могло быть гораздо больше, если бы были разработаны механизмы частно-государственного партнерства

Поволжье расположено в центре России, что обуславливает его функцию "транзитного" макрорегиона. Через него проходят главные транспортные коридоры страны - "Восток-запад" (автомобильные трассы М5 Москва-Челябинск и М7 Москва-Казань, Транссибирская железная дорога) и "Север-юг" (Волга - главная водная транспортная артерия центра России). Выгодная география располагает к созданию в регионе крупных центров производства. Здесь формируется автомобильный кластер - вокруг Тольятти (главный потребитель - АвтоВАЗ), Нижнего Новгорода (ГАЗ) и татарстанской Алабуги ("Северсталь-Авто"), нефтехимический - в Нижнекамске (комплекс нефтехимических предприятий), двигателестроительный - в Ярославле и Самаре (НПО "Сатурн" и ЦСКБ "Прогресс", СНТК им. Кузнецова, "Моторостроитель" соответственно). Наконец, в поволжском макрорегионе расположены одни из наиболее емких центров потребления - в первую очередь города "миллионники" Самара, Нижний Новгород, Казань и приближающийся к ним по уровню развития Саратов.

Все это гарантирует макрорегиону высокий объем собственных и транзитных грузо - и пассажиропотоков. По оценке Поволжской логистической ассоциации, объем автотрафика на поволжских участках федеральных трасс составляет около восьми тыс. автопоездов в сутки. Пассажиро - и грузооборот крупнейших аэропортов ежегодно растет на 11-14% (самарский "Курумоч"), 20% (аэропорт Казани) и составляет, по итогам 2010 года, 1,3 и 0,6 млн. пассажиров и 4,5 и 6,4 тыс. тонн грузов соответственно. Нагрузка железнодорожных магистралей растет на 3,5 - 3,6%: настолько в прошлом году увеличили погрузку Горьковская и Куйбышевская железные дороги, которые перевезли, соответственно, 46,5 и 70 млн. тонн грузов. Начало в прошлом году навигацию и крупнейшее в России речное нефтеналивное пароходство "Волготанкер". Правда, пока его показатели, подпорченные вынужденным годовым простоем (на имущество пароходства был наложен арест, сейчас оно проходит процедуру банкротства), далеки от рекордных.

Завязать узлы

Авиакомпания "Волга-Днепр" создана в 1990 году в Ульяновске. Специализируется на чартерных перевозках негабаритных грузов на рамповых самолетах. Парк "Волга-Днепра" состоит из 10 самолетов Ан-124-100 ("Руслан"), 12 Ил-76, двух Ил-76-ТД-90ВД, пяти Як-40. Вместе с оператором регулярных воздушных грузоперевозок, авиакомпанией AirBridgeCargo, входит в группу компаний (ГК) "Волга-Днепр" (штаб-квартира в Москве) и обеспечивает основной объем продаж группы (767 млн. из 1045 млн. долларов в 2010 году). Контролируется менеджментом, в том числе президентом ГК "Волга-Днепр" Алексеем Исайкиным.

Развитая транспортная инфраструктура и растущий грузовой трафик - что еще нужно для развития масштабных отраслевых проектов? Так, местные власти предлагают организовать в Поволжье крупные транспортно-консолидирующие узлы, которые аккумулировали бы и перерабатывали региональные и транзитные грузо - и товаропотоки в составе мультимодальных комплексов по приему, хранению и распределению грузов, портов, железнодорожных станций и терминалов при аэропортах. Они уверены в высокой доходности этого бизнеса, а главное, в колоссальном эффекте проекта для всей региональной экономики. Аргументы авторов проекта убедительны: сегодняшняя структура транспортных потоков искажена - замкнута на Москву и Санкт-Петербург до такой степени, что, например, предназначенные региону импортные грузы сначала направляются туда, проходят там растаможку, а затем перенаправляются в Поволжье. Это увеличивает себестоимость перевозимых товаров на 30-40% и снижает эффективность и конкурентоспособность регионального бизнеса, резюмируют они.

Партнерство инвесторов

Несмотря на необходимость создания подобной инфраструктуры, бизнес пока не рискует вкладываться в подобные проекты, предпочитая инвестировать в менее рискованные проекты складов и контейнерных терминалов.

Программы создания транспортных центров без государственной поддержки частным компаниям потянуть сложно. Поэтому регионы, подготовившие бизнес-планы по их строительству - Самарская, Нижегородская области и Республика Татарстан, - ждут помощи от Минэкономразвития РФ. Получив поддержку из федерального бюджета, они надеются привлечь к финансированию частных инвесторов - на основе частно-государственного партнерства.

То же самое происходит и с проектами платных автодорог, которые, к примеру, уже подготовило правительство Татарстана (предлагает предпринимателям вложиться в строительство автотрасс Шали-Бавлы, Алексеевское-Альметьевск), мостовых переходов и с планами развития инфраструктуры аэропортов.

В отсутствие четко прописанных механизмов партнерства и гарантий возвращения вложенных средств частный бизнес не хочет вкладываться в такую инфраструктуру. Пока удалось заключить лишь одно соглашение подобного рода - с болгарским холдингом "Химимпорт" на управление казанским аэропортом.

Крылья для полета

Ульяновская авиакомпания "Волга-Днепр" контролирует более половины мирового рынка перевозок негабаритных грузов. Чтобы повысить эффективность, она инвестирует в создание логистических терминалов, расширяет круг постоянных заказчиков. Но ресурсы для ее развития ограничены возможностями отечественного грузового самолетостроения

Растущий спрос на услуги перевозки негабаритных грузов на мировом рынке обеспечивает ульяновской авиакомпании "Волга-Днепр" высокую динамику продаж. Но перевозчик ограничен в своих возможностях: для дальнейшего роста объемов "Волга-Днепру" нужно расширять парк, но отечественные самолетостроители необходимых авиакомпании рамповых судов не выпускают. На мировом рынке аналогов этим машинам тоже нет.

У "Волга-Днепра" остается один выход - добиваться от авиастроительной госкорпорации решения об организации серийного производства рамповых самолетов на ульяновском заводе "Авиастар-СП". А пока эта идея не нашла поддержки, компания стремится повысить эффективность бизнеса за счет снижения издержек и обеспечения его стабильности. Так, "Волга-Днепр" участвует в проектах развития грузовых терминалов в главных аэропортах-хабах (например, в красноярском "Емельянове"), которые позволят ему более оперативно обрабатывать и перераспределять грузы, а также инвестирует в собственный персонал. В этом году стало известно о том, что авиаперевозчик вложит около 250 млн. долларов в строительство на участке 35 га в Заволжском районе Ульяновска офисно-жилого комплекса "Волга-Днепр-Сити" для своих работников. Реализуя эти проекты, предприятие обеспечивает себя ресурсами для роста. Генеральный директор авиакомпании Сергей Дьячков считает главными из них наличие четкой стратегии развития и эффективных сотрудников.

- "Волга-Днепр" обеспечивает одноименной группе компаний реализацию наибольшего объема услуг. Нельзя ли назвать конкретные цифры? И какова динамика показателей?

- Действительно, в структуре доходов группы компаний наше авиапредприятие занимает 71 процент. Объясняется это, прежде всего, уникальностью сервиса, который мы предоставляем нашим клиентам. Этот же фактор позволяет нам контролировать более половины мирового рынка перевозок негабаритных грузов: в 2010 году доля компании в сегменте перевозок на самолетах Ан-124-100 возросла до 56 процентов (в 2006 году этот показатель составил 52 процента). Объем продаж у нас увеличился на 62 процента по сравнению с 2006 годом и составил 767 миллионов долларов. По итогам минувшего года авиакомпания перевезла 59,7 тысячи тонн грузов на Ан-124-100, что на 43 процента больше, чем в 2006-м, и 51,3 тысячи тонн грузов на Ил-76.

- За счет чего достигнуты такие результаты? Будут ли ресурсы для подобного роста в текущем году?

- Слагаемые нашего успеха - это наличие четкой стратегии и упорный, добросовестный труд всего коллектива группы компаний. Уверен, что и 2011 год мы завершим так же результативно. Перед нами стоит масса задач. Продолжим реализацию наших проектов и модернизацию флота в соответствии с планами и современными требованиями ИКАО, будем работать над совершенствованием технологий организации перевозок и логистики.

- Кто - компании какого профиля, отрасли, географии - является основным заказчиком "Волга-Днепра"? Появляются ли новые партнеры?

- География наших полетов фактически охватывает весь мир. Самолеты "Волга-Днепра" приземляются почти на все континенты, мы не были только в Антарктиде, хотя в прошлом году приняли участие в полярной экспедиции на Южный полюс, доставив вертолеты Ми-8 и участников полярного перелета к месту старта. В 2010 году наши воздушные суда приземлялись в 1073 аэропортах и аэродромах мира. Мы перевозим аэрокосмическое оборудование, промышленные грузы, нефтегазодобывающее оборудование, гуманитарные грузы, автотранспорт. Нашими заказчиками являются Siemens, General Electric, Alcatel, Boeing, Bombardier, "Алроса", "Красный крест", ООН, МЧС России, British Petroleum, Exxon Mobil, Porsche, Komatsu, Toyota, УАЗ. И с каждым годом число партнеров увеличивается, в том числе в реализации долгосрочных контактов.

- Основной риск развития бизнеса АК "Волга-Днепр" - в ограниченности возможностей по расширению парка собственных судов, так как выпуск широкофюзеляжных самолетов в России прекращен. В каком состоянии находится ваш авиапарк сейчас? Какова ваша потребность в судах с учетом перспектив развития?

- Парк воздушных судов авиакомпании "Волга-Днепр" в настоящее время находится в рабочем состоянии. Группа компаний "Волга-Днепр" проводит поэтапное расширение и модернизацию флота.

В 2010 году завершился первый этап модернизации самолета Ан-124 "Руслан": версия Ан-124-100М-150 прошла процедуру сертификации. В сентябре 2010 года авиакомпания "Волга-Днепр" получила в свой парк второй модернизированный самолет Ил-76ТД-90ВД, построенный на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. В августе 2010 года группа компаний "Волга-Днепр" и МАК "Ильюшин" подписали соглашение о строительстве еще трех самолетов Ил-76ТД-90ВД на ТАПОиЧ с началом поставок в 2012-2013 годах. В целом же, с учетом развития бизнеса, к 2020 году нам понадобится 20 самолетов "Руслан" и 17 Ил-76ТД-90ВД. От немодернизированных Ил-76ТД к 2015 году мы планируем полностью избавиться.

- "Волга-Днепр" нескольких лет пытается решить проблему восстановления производства модернизированных самолетов Ан-124-100 ("Руслан"). Чего удалось добиться? Какова цена вопроса на сегодня?

- Дальнейшее развитие перевозок уникальных негабаритных грузов не представляется возможным без реализации проекта по возобновлению серийного производства транспортных самолетов Ан-124. Группа "Волга-Днепр" разместила в ОАК заявку на выпуск до 2015 года 12 таких самолетов и 15 Ил-76 в новой модификации. Отсутствие окончательного решения ОАК по проекту препятствует заключению долгосрочных контрактов с заказчиками из развитых стран и затрудняет дальнейшее укрепление позиций как авиакомпании "Волга-Днепр", так и страны в целом на международном рынке грузовых авиаперевозок. Но мы уверены, что решение проблемы будет найдено, поскольку развитие транспортной отрасли, и грузовой авиации в том числе, имеет стратегическое значение для экономики России.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.