Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Сага об уплывающих возможностях (Томская неделя, 26 сентября 2011г.)

Сага об уплывающих возможностях

АНДРЕЙ СОКОЛОВ

26 сентября 2011

Томская неделя

В деле реализации «золотых проектов» остается уповать на красноярских, а не томских лоббистов

В начале сентября авторитетное издание «Коммерсантъ», со ссылкой на свои источники в Минрегионе и Минфине, сообщило: федеральный инвестиционный фонд, в части финансирования проектов федерального масштаба, фактически исчерпан вплоть до 2014 года. Министр регионального развития Дмитрий Козак признался: «График финансирования уже утвержденных проектов превосходит возможности инвестфонда по его наполнению». «Если денег будет не хватать, будем финансировать только текущие обязательства. Пока этот вопрос остается открытым», - заявил источник издания в Минрегионе.

Для Томской области это сообщение равнозначно жирному кресту на амбициозных планах по реализации так называемых «золотых проектов». И в первую очередь - на разработке Бакчарского железорудного месторождения, которое, по планам Белого дома, должно было стать «новым мощным центром промышленного роста областной экономики». Стоит напомнить, что с проектом разработки одного из крупнейших месторождений железной руды в России областные власти связывали не только масштабный «инвестиционный поток» (бакчарский проект, даже по самым предварительным подсчетам, оценивается в десятки миллиардов долларов), но и развитие промышленного узла всесибирского масштаба. Только для обеспечения добывающего производства рабочими руками велась речь о строительстве нового города на 400-500 тысяч жителей. Под таким же большим вопросом оказались и другие проекты из «золотого» запаса - «томский лес», «территория транзита» и пр.

Дороги для денег

Все дело в том, что для реализации местных «золотых проектов» как воздух необходимы транспортные артерии. Таковых в планах ответственных руководителей имеется две, но очень важные - Северная широтная дорога (СШД) и Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб). Без них по-настоящему развернуть в области можно только один «золотой проект» - правобережье Оби, поскольку нефтяникам и без магистралей работать не привыкать. В крайнем случае они и трубой обойдутся. А вот руда, лес или, скажем, товарный транзит без современного автобана и «железки» обойтись не смогут. Ни один инвестор не вложит деньги в проект, осознавая, что вывезти полученную продукцию, то есть тысячи, если не миллионы, тонн руды или продукции ЛПК, иначе как по «зимникам» или разбитым в хлам асфальтированным дорожкам районного масштаба невозможно. Транспортный тупик Томской области перерастает в тупик экономический. В то же время в перечне 20 региональных проектов, финансирование которых инвестфондом утверждено, ни СШД, ни Севсиба нет и в помине. А осознание того факта, что только Севсиб потребует инвестиций в размере 1 триллиона 200 миллиардов рублей, даже самого яростного оптимиста способно погрузить в тяжелую депрессию.

Деньги для дорог

Впрочем, главный макроэкономический эксперт регионального масштаба, вице-губернатор «по доходам» Оксана Козловская, от депрессии далека.

- Севсиб и СШД - это весьма дорогостоящие проекты, и вовсе не факт, что федеральное софинансирование будет проходить по линии инвестфонда, - утверждает она. - Источниками финансирования Севсиба на правительственном уровне принято считать средства РАО РЖД, инвестиционную составляющую тарифов на перевозки, деньги бизнеса, заинтересованного в строительстве магистрали, и лишь в последнюю очередь - деньги федерального и региональных бюджетов. Так что все будет зависеть от бизнеса, который заинтересован в строительстве. До 2020 года правительством будут рассматриваться только те заявки, которые обеспечивают развитие крупных инвестиционных промышленных проектов. В перспективе Бакчар может стать проектом, который «продвинет» Севсиб и СШД, но это крайне долгосрочное начинание. Любой инвестор, который придет на месторождение, будет готовить сырьевую базу и инфраструктуру с перспективой пуска через 7-10 лет. Поэтому, если такой инвестор у нас появится, приоритетность этого объекта на федеральном уровне резко возрастет.

Правда, уже очевидно, что группа «Метрополь», с помпой «зашедшая» в Бакчарский район, к числу «стратегических» инвесторов не относится. Белый дом, устами «сырьевого» зама губернатора Владимира Емешева, признает: «Метрополь» - инвестор портфельный, вошедший в проект с целью последующей перепродажи своих активов.

Что успокаивает пессимиста - проект СШД наличествует в стратегии транспортного развития России. Как и планы строительства Севсиба. Однако на сегодняшний день вопросы эти в министерских кабинетах «приостановлены». Причины просты: Севсиб - это строительство не только тысяч километров железнодорожного полотна (что и без того накладно), но и бессчетного числа мостовых переходов (живем-то на болоте), а также технологической дороги вдоль железнодорожного полотна. В соответствии с планами РАО РЖД только в 2013 году должны быть выделены средства на технико-экономическое обоснование проекта и подготовку проектно-сметной документации. И лишь после этого проект будет рассматриваться в части финансирования.

Со строительством СШД тоже большой вопрос. Дело в том, что Севсиб и СШД географически совпадают далеко не на всех участках. И тут возникает главная коллизия: для того чтобы искать софинансирование, нужно добиться, чтобы СШД была признана - проектом федерального значения. Однако по существующим сегодня правилам дорога может быть признана федеральной только после того, как она будет построена. А для того чтобы ее построить, нужно попасть в федеральную целевую программу. А для этого, нужно, чтобы дорога имела статус федеральной. Круг замкнулся...

Сосед не бросит?

Обычно дороги такого уровня строятся по отдельному постановлению правительства РФ, что позволяет обойти описанную «мертвую петлю». Вроде бы сибирские лоббисты, в том числе томичи, в данном направлении работают. Областные чиновники утверждают: движение, пусть малозаметное, идет. Но только надежды на «томское лобби», увы, практически никакой.

- К счастью для нас, построить дорогу до Лесосибирска Красноярского края, минуя Томскую область, невозможно, - приводит последний «оптимистический» аргумент Оксана Козловская. - Точнее даже - минуя Белый яр. Соответственно, эта дорога будет связана в первую очередь с развитием инвестиционных проектов Северного Приангарья, у которых значительно более ранний срок реализации, чем в Бакчаре.

Добавим от себя: и лоббистский потенциал команды Александра Хлопонина выйдет повесомее всех участников «представительного томского землячества в Москве». Так что надежда, особливо «золотая», как полагается, умирает последней.

Главные проекты для Томской области, требующие федеральных денег

1. СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ (СЕВСИБ) Ориентировочная стоимость проекта: 1 трлн 200 млрд рублей. Сроки проектирования и реализации: подготовка технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации - 2013-2015 гг., сроки строительства - 2015 - 2020 гг. Источники финансирования: собственные средства РАО РЖД. тарифы на перевозки ж/д транспортом, средства бизнеса, заинтересованного в строительстве, средства федерального и региональных бюджетов.

2. СЕВЕРНАЯ ШИРОТНАЯ ДОРОГА (СШД) Ориентировочная стоимость проекта: 10-12 млрд долларов. Сроки проектирования и реализации: проект подготовлен и утвержден, предварительные сроки открытия сквозного движения на томском участке СШД 2015-2020 гг.

Источники финансирования: федеральная целевая программа «Дороги XXI века», целевые трансферты федерального бюджета, средства бюджетов регионов, средства заинтересованного бизнеса.

3. ПРОЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА ПО «РЕГИОНАЛЬНОЙ КВОТЕ» Сроки проектирования и подачи заявок: 2011 - 2014 гг. Объемы финансирования: 900 млн рублей по «региональной квоте».

Заявленный проект: строительство автомобильной дороги с твердым асфальтобетонным покрытием Томск-Итатка - «Зеленая фабрика».

КОММЕНТАРИИ

Оксана Козловская, первый заместитель губернатора Томской области:

- По предложению Минрегионразвития в инвестфонде РФ на Томскую область зарезервировано порядка 900 миллионов рублей. Это значит, что мы можем подавать региональные заявки в фонд на эту сумму без опасений. Причем если мы не «выберем» эти деньги в 2011 году, они от нас не «уплывут» - мы получаем возможность заявлять проекты в последующие годы. Кроме того, свою долю мы будем получать и в ежегодном бюджете инвестфонда. Томская область уже подала заявку (она сейчас рассматривается в Минрегионразвития) на проект строительства подъездной дороги к «Зеленой фабрике» в районе поселка Итатка. Цена вопроса - около 500 миллионов рублей, и в областном бюджете 2012 года мы предусмотрели средства на софинансирование (74% дает федеральный инвестфонд, 26% - регион). В работе находится еще несколько проектов.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.